Вопрос-ответ

Ответы на часто задаваемые вопросы.

 

«Не знаю кто такой региональный оператор, где можно ознакомиться с этой информацией?»

Региональный оператор является поставщиком коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами и по своему статусу приравнен к организациям осуществляющим поставку тепла, воды, электроэнергии и т.п.

С информацией о региональных операторах по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в сети Интернет по адресу: http://mineco-nn.ru/, в разделе «Обращение с отходами».

Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1) размещен на официальном сайте ООО «Нижэкология-НН» в сети Интернет по адресу: http://nizhecologia-nn.ru/.

 

«Если я не заключу договор, что будет?»

Подчеркиваем, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает с 01 января 2019 года.

В случае не заключения договора с региональным оператором, последний вправе направить исковое заявление в суд с требованием к понуждению конкретного лица к заключению договора и взысканием денежных средств за оказанную услугу. В данном случае с отходообразователя будет взыскана не только сумма задолженности, но и судебные расходы, а договор в итоге всё равно придется заключить.

Таким образом, за отходообразователем остается выбор о заключении в установленные законом порядке и сроки договора с региональным оператором и несении соответствующих (небольших) расходов, связанных с обращением с ТКО, либо оплачивать образовавшуюся задолженность, судебные расходы, расходы, возникающие в процессе исполнительного производства и административные штрафы.

 

Особенности заключения договора с региональным оператором для разных категорий отходообразователей.

В многоквартирных домах, управление которыми осуществляют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив договоры будут заключать между региональным оператором и указанными лицами. Собственникам многоквартирных домов за заключением договора на обращение с ТКО в ООО «Нижэкология-НН» обращаться не нужно.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, а также при принятии решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме о «прямых договорах» с региональным оператором, договор будет заключаться с каждым собственником жилого помещения в данном доме.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, в целях обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом.

С собственниками частных домовладений договор на обращение с твердыми коммунальными отходами будет заключаться индивидуально.

Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком (п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ).

В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).

 

По вопросам заключения договора необходимо обратиться по адресу:

603105 г. Нижний Новгород, ул. Ошарская, 95, помещение ПЗ

телефон 8 (831) 265-39-89

адрес электронной почты — office@nizhecologia-nn.ru

 

Ответственность за отсутствие договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенного с региональным оператором.
Отсутствие договора повлечет для собственника отходов неблагоприятные последствия, в виде привлечения к административной ответственности, в виде административного штрафа:
— для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 

Тариф на услуги регионального оператора.

Тариф на услуги регионального оператора устанавливается Региональной службой по тарифам Нижегородской области. Данный тариф должен быть установлен не позднее 20 декабря 2018 года.

 

Какие нормативы накопления будут действовать при заключении договора с региональным оператором.

В настоящее время нормативы накопления твердых коммунальных отходов не установлены, Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области осуществляются замеры их образования.

По договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенным с юридическими лицами, расчет будет производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

 

Можно ли в настоящее время без утвержденного тарифа и нормативов накопления твердых коммунальных заключить договор с региональным оператором.

Да, это возможно. Форма типового договора с региональным оператором установлена постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») и размещена на сайте ООО «Нижэкология-НН».

В данном случае при заключении договора в разделе «Сроки и порядок оплаты по договору» будет предусмотрено, что оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Срок действия договора будет установлен с 01 января 2019 года.

 

Региональный оператор по обращению с ТКО должен иметь лицензию на данный вид деятельности?

На основании пункта 30 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.

В свою очередь деятельность регионального оператора связана с организацией процесса по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, лицензированию данная деятельность не подлежит.

 

У организации уже заключен договор на транспортировку отходов, можно ли не заключать договор с региональным оператором, а пользоваться услугами действующего перевозчика?

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает с 01 января 2019 года.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что предусмотрено п.4 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Договоры, ранее заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками частных домовладений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Таким образом, обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на отходообразователей действующим законодательством. С 01 января 2019 года организация, осуществляющая обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов – полигон, не вправе будет принимать такие отходы от лиц непоименованных в договорах, заключенных с региональным оператором.

Действующий перевозчик может продолжить оказывать услуги по транспортированию ТКО только в случае победы на торгах, проводимых региональным оператором в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Обязанность по организации контейнерных площадок.

В соответствии с пунктом 2.3. Постановления правительства Нижегородской области от 25.01.2016 N 21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в обязанности органа местного самоуправления городского, сельского поселения входит согласование мест расположения контейнерных площадок и организация обустройства контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами и требованиями, установленными действующим законодательством.

 

Обязанность по содержанию контейнерной площадки.

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

 

Обязанность по приобретению контейнеров для сбора ТКО.

В силу п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Обязанность регионального оператора по обеспечению потребителей необходимым количеством контейнеров, нормами действующего законодательства не предусмотрена.

В свою очередь, в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. Вопросы установления права собственности на отходы в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом именно отходообразователь, как собственник отходов, должен приобретать контейнеры для складирования ТКО, поскольку это связано с обязанностью содержать принадлежащее ему имущество.

 

Порядок ликвидации несанкционированных свалок.

Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. предусмотрен следующий порядок ликвидации несанкционированных свалок.

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

 

Уменьшение платы статьи «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов, с учетом того, что расходы на обращение с ТКО будут оплачиваться региональному оператору.

Расходы по статье «содержание общего имущества» для собственников многоквартирных домов должны быть уменьшены, поскольку из данной статьи будет исключена услуга по вывозу твердых бытовых отходов. Сделать это должна организация осуществляющая управление многоквартирным домом (управляющая компания, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив).