Вопрос / Ответ

Основные понятия

Кто такой региональный оператор?

Региональный оператор является поставщиком коммунальной услуги – обращение с твердыми коммунальными отходами и по своему статусу приравнен к организациям осуществляющим поставку тепла, воды, электроэнергии и т.п. Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С информацией о региональных операторах по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области можно ознакомиться на официальном сайте Министерства экологии Нижегородской области по адресу: http://waste-nn.ru, в разделе обращение с отходами. Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1) размещен на сайте ООО «Нижэкология-НН» по адресу https://nizhecologia-nn.ru.

Что такое зона деятельности регоператора, и как она определяется?

Зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

Что вообще такое ТКО?

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: «Твердые коммунальные отходы – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами».

Что такое крупногабаритные отходы и как они вывозятся?

В соответствии со статьей 2 постановления Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" «Крупногабаритные отходы – это твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах». Складирование крупногабаритных отходов должно осуществляться потребителями либо в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, либо на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156).

Согласно статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание мест (площадок) накопления крупногабаритных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, собственникам общего имущества многоквартирного дома. Поэтому в отношении вопроса, связанного с организацией места (площадки) накопления крупногабаритных отходов следует обращаться к указанным лицам.

Транспортирование крупногабаритных отходов с мест их накопления осуществляется региональным оператором не менее одного раза в неделю.

Какими основными актами регламентируется деятельность регионального оператора?

  • ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
  • Постановление Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 25.08.2008г. № 641» (вместе с Правилами обращения с ТКО).

Что такое тариф регоператора, и откуда он берется?

Единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО – это стоимость всех услуг по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, обезвреживанию и захоронению отходов. Предельный тариф – это максимально возможное значение единого тарифа регоператора, принятое в регионе деятельности органами власти.

За тарифное регулирование на территории Нижегородской области отвечает Региональная служба по тарифам (РСТ НО) - http://rstno.ru

При расчете размера платы за коммунальную услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), вносимой гражданами, применяются цены, не превышающие предельные уровни цен на коммунальную услугу по обращению с ТКО.

С 1 декабря 2022г.

По зоне деятельности 1 ООО «Нижэкология-НН» - г.Н.Новгород, г.о. Дзержинск, Володарский район тариф составляет:

  • несортированные отходы – 728,20руб.\м3;
  • сортированные отходы – 466,36руб.\м3

Основанием применения данной цены является Решение Региональной Службы по тарифам Нижегородской области №51/6 от 30.11.2022г.>

С 1 июля 2024г.

По зоне деятельности 1 ООО «Нижэкология-НН» - г.Н.Новгород, г.о. Дзержинск, Володарский район тариф составит:

  • несортированные отходы – 779,30руб.\м3;
  • сортированные отходы – 466,36руб.\м3

Основанием применения данной цены является Решение Региональной Службы по тарифам Нижегородской области №58/93 от 20.12.2023г.

Тарифный калькулятор скорректирован с учетом новых данных.

Что такое норматив, и по каким нормативам работает регоператор?

Норматив накопления ТКО это – средний объем накопления твердых коммунальных отходов, в расчете на одного человека за один календарный год. Нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 №905 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области. Ознакомиться с документом можно на сайте Министерства экологии Нижегородской области - http://mineco-nn.ru/news/2018/12/27/4342/

Для зоны 1, ответственность за которую возложена на ООО «Нижэкология -НН», годовой норматив накопления отходов составляет:

  • в многоквартирном доме (расчетная единица – 1 кв.метр площади) - 0,10 куб.метра/год
  • в индивидуальном жилом доме на территории г.Нижнего Новгорода (расчетная единица – 1 проживающий) – 2,87 куб.метров/год
  • в индивидуальном жилом доме на территории г.Нижнего Новгорода (расчетная единица – 1 проживающий) – 2,87 куб.метров/год
  • в индивидуальном жилом доме на территории Нижегородской области за пределами города (расчетная единица – 1 проживающий) – 2,33 куб.метров/год

В рамках Постановления №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.01.2019) - размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами определяется исходя как из количества граждан, постоянно и временно проживающих, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов, так и исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

По договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами, заключенным с юридическими лицами, расчет будет производиться исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Что такое несанкционированная свалка?

Место складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении между регоператором и органом региональной власти считается местом несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или несанкционированной свалкой.

Заключение договоров с регоператором

Особенности заключения договора с регоператором для разных категорий отходообразователей

В многоквартирных домах, управление которыми осуществляют управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив договоры будут заключать между региональным оператором и указанными лицами. Собственникам многоквартирных домов за заключением договора на обращение с ТКО в ООО «Нижэкология-НН» обращаться не нужно.

При непосредственном управлении многоквартирным домом, а также при принятии решений на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме о «прямых договорах» с региональным оператором, договор будет заключаться с каждым собственником жилого помещения в данном доме.

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, в целях обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг непосредственно с региональным оператором, в независимости от способа управления многоквартирным домом. С собственниками частных домовладений договор на обращение с твердыми коммунальными отходами будет заключаться индивидуально.

Бюджетные организации, осуществляющие закупки, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, заключают договор с региональным оператором, как с единственным поставщиком (п.8 ч.1 ст.93 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ).

В отношении помещений (зданий, сооружений), находящихся в аренде, договоры на обращение с ТКО будут заключаться с собственниками соответствующих помещений (зданий, сооружений), исключения составляют случаи, в которых договором аренды предусмотрено, что расходы на оплату услуг по обращению с ТКО несут арендаторы помещений (зданий, сооружений).

Ответственность за отсутствие договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, заключенного с региональным оператором. Отсутствие договора повлечет для собственника отходов неблагоприятные последствия, в виде привлечения к административной ответственности, в виде административного штрафа:

  • для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если я не заключу договор, что будет?

Подчеркиваем, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает с 01 января 2019 года.

В случае не заключения договора с региональным оператором, последний вправе направить исковое заявление в суд с требованием к понуждению конкретного лица к заключению договора и взысканием денежных средств за оказанную услугу. В данном случае с отходообразователя будет взыскана не только сумма задолженности, но и судебные расходы, а договор в итоге всё равно придется заключить.

Таким образом, за отходообразователем остается выбор о заключении в установленные законом порядке и сроки договора с региональным оператором и несении соответствующих (небольших) расходов, связанных с обращением с ТКО, либо оплачивать образовавшуюся задолженность, судебные расходы, расходы, возникающие в процессе исполнительного производства и административные штрафы.

У организации уже заключен договор на транспортировку отходов, можно ли не заключать договор с региональным оператором, а пользоваться услугами действующего перевозчика?

Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами возникает с 01 января 2019 года.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что предусмотрено п.4 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Договоры, ранее заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственниками помещений в многоквартирных домах, собственниками частных домовладений, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.

Таким образом, обязанность заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами возложена на отходообразователей действующим законодательством. С 01 января 2019 года организация, осуществляющая обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов – полигон, не вправе будет принимать такие отходы от лиц непоименованных в договорах, заключенных с региональным оператором.

Действующий перевозчик может продолжить оказывать услуги по транспортированию ТКО только в случае победы на торгах, проводимых региональным оператором в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Мое юр.лицо зарегистрировано на домашний адрес (квартира). Должен ли я заключать договор с регоператором еще и как юр.лицо?

Собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, что предусмотрено п.4 ст.24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ.

Порядок заключения такого договора определен Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. №1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ №641».

Пунктом 2 указанного Постановления Правительства РФ определено, что потребителем является собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности допускается проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, что регламентировано частью 2 статьи 17 Жилищного Кодекса РФ.

В свою очередь, в процессе осуществления профессиональной деятельности в жилом помещении также образуются твердые коммунальные отходы. В соответствии со ст.19 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в обязанности юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, входит в том числе ведение в установленном порядке учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, и обеспечение хранения материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. При этом Законом от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

В связи с изложенным, использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности возлагает на лицо, осуществляющее такую деятельность, обязанность иметь заключенный в установленном законом порядке договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Одновременно разъясняем, что порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 г. №505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (с изменениями и дополнениями). Так, в силу положений данного постановления, а также учитывая разъяснения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по данному вопросу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в отношении потребителей в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, осуществляется расчетным путем, исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема.

Таким образом, юридические лица в целях соблюдения норм действующего законодательства в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, при этом обращаем Ваше внимание, что за нарушение указанных норм предусмотрена административная ответственность для юридических лиц – в виде штрафа в размере от 100 до 250 тысяч рублей (статья 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Непринятие мер по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором будет являться основанием для проведения проверки с участием контролирующих органов.

Применение действующего законодательства в деятельности регоператора

Подлежит ли лицензированию деятельность ООО «Нижэкология-НН»?

На основании п.30 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В свою очередь деятельность регионального оператора связана с организацией процесса по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, лицензированию данная деятельность не подлежит.

Где можно ознакомиться с договорами между регоператором и полигоном, регоператором и транспортировщиками, их лицензиями?

В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не является деятельностью, подлежащей лицензированию. В соответствии с п. 4 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. №№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. ООО «Нижэкология-НН» как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами действует на основании Соглашения, заключенного с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, заключенного по результатам конкурсного отбора.

В соответствии с п. 1 ст. 24.11 Федерального закона от 24.06.1998 г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» информация в области обращения с твердыми коммунальными отходами является общедоступной. Раскрытие такой информации осуществляется региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации.

Стандарты раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами утверждены постановлением Правительства РФ от 21.06.2016 г. № 564. Данные стандарты устанавливают состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию.

Пунктами 11-18 указанных стандартов установлен исчерпывающий перечень информации и документов, подлежащих раскрытию регулируемой организацией. Такие документы как договор с полигоном и лицензия, выданная полигону, не относятся к информации, подлежащей раскрытию. При этом, в рамках исполнения совместного приказа Минкомсвязи России № 74 и Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» договор заключенный между региональным оператором и оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим обработку, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора размещен в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайте ГИС ЖКХ.

Также сообщаем, что в целях обеспечения обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов ООО «Нижэкология-НН» заключен договор с ООО «МАГ Груп», являющимся оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющим деятельность по обработке, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора. С лицензией, выданной ООО «МАГ Груп» на осуществление указанных видов деятельности, можно ознакомиться на официальном сайте данной организации по адресу https://mag-rf.ru, в разделе «документы».

На сайте ГИС ЖКХ размещены договоры с организациями осуществляющими услуги по транспортированию ТКО в зоне деятельности № 1. Договоры с данными организациями заключены на основании электронных аукционов проведенных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Льготные категории граждан по услуге «Обращение с ТКО»

За реализацией Вашего права на компенсацию по применению льготы по услуге «Обращение с ТКО», рекомендуем Вам обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства.

Согласно Указу Губернатора Нижегородской области №178 от 26.12.2018г. п.2 Установлен понижающий коэффициент в размере 0,5 к цене на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяемой при расчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с п.1 Указа, для следующих категорий граждан, не получающих меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального или областного бюджетов:

- семьям, одиноко проживающим гражданам со среднедушевым доходом ниже установленной Правительством НО величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, состоящим на учете в органах социальной защиты населения;

- одиноко проживающим пенсионерам, проживающим в ИЖД имеющим доход ниже 33573,00руб.

- одиноко проживающим пенсионерам, проживающим в жилых помещениях МКД площадью менее 36 кв.м и имеющим доход ниже 33573,00руб.

Дополнение к Указу: «Установить предельный размер одиноко проживающим пенсионерам, проживающим в жилых помещениях МКД площадью 36 кв.м и более и имеющим доход ниже 33573,00 руб. и не получающим меры социальной поддержки в виде компенсации по оплате коммунальных услуг за счет средств федерального и областного бюджетов, из расчета 18 м. кв вне зависимости от размера жилого помещения»

Для уточнения информации и получения льготы, Вам необходимо обратиться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Почему нет графика вывоза? Когда вывозится мусор?

Действующее законодательство не содержит требований к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в строго определенные часы, а лишь устанавливает условия периодичности для оказания услуги в соответствии с действующими нормами, закрепленными в п.11 "СанПиН 2.1.3684-21".

В соответствии с законом Нижегородской области от 1 апреля 2015г. № 44-З «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области» региональный оператор при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть ограничен исключительно указанным интервалом времени суток, а именно: в будни - с 07.00 до 22.00 часов вечера; в выходные и праздничные дни - с 10.00 до 23.00 ч.

Порядок ликвидации несанкционированных свалок

Обращаем ваше внимание, что за свалки, образованные в Нижегородской области до начала деятельности регоператора - до 1 января 2019 года - региональный оператор ответственности не несет. Все существовавшие до 1 января 2019 года несанкционированные места отходов были инвентаризированы совместно с Правительством Нижегородской области и находятся под контролем региональных органов власти.

Постановлением правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. предусмотрен следующий порядок ликвидации несанкционированных свалок, образованных после 1 января 2019 года.

В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:

а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

Ответственность на контейнерной площадке

Кто выбирает место и устанавливает контейнерные площадки?

В соответствии с пунктом 2.3. Постановления правительства Нижегородской области от 25.01.2016 N 21 «Об утверждении Порядка организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области» в обязанности органа местного самоуправления городского, сельского поселения входит согласование мест расположения контейнерных площадок и организация обустройства контейнерных площадок в соответствии с санитарными правилами и нормами и требованиями, установленными действующим законодательством.

Кто должен содержать контейнерную площадку в чистоте?

Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. При этом бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут собственники помещений в многоквартирном доме.

Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки и территория.

Кто устанавливает контейнеры на контейнерную площадку?

В силу п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов. Обязанность регионального оператора по обеспечению потребителей необходимым количеством контейнеров, нормами действующего законодательства не предусмотрена.

В свою очередь, в соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом образователем (собственником) отходов является лицо, образовавшее их, либо лицо, которое приобрело право собственности на отходы у третьих лиц. Вопросы установления права собственности на отходы в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом именно отходообразователь, как собственник отходов, должен приобретать контейнеры для складирования ТКО, поскольку это связано с обязанностью содержать принадлежащее ему имущество.

У нас на площадке сломан один контейнер. Кто его должен заменить?

В соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ № 1156 от 12.11.16г. "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов. При этом статьями 39, 158 Жилищного Кодекса РФ (далее – ЖК РФ) на собственников помещений в многоквартирном доме возложено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу п. 16 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", надлежащее содержание общего имущества, в зависимости от способа управления многоквартирным домом, обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Статьей 161 ЖК РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами установлены Правительством Российской Федерации.

В силу положений пункта 26.1 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят также работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Одновременно, Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» на организацию по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечивать, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов без переполнения и загрязнения территории.

Таким образом, законодательно разграничена зона ответственности между региональным оператором и лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и последним, в силу указанных норм права должны осуществляться работы как по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, так и работы по их содержанию, в том, числе направленные на ремонт или замену контейнеров, пришедших в негодное состояние.

Раздельный сбор отходов

Кто должен устанавливать контейнеры для раздельного сбора?

Постановлением Правительства Нижегородской области № 532 от 31.07.2019г. внесены изменения в постановление Правительства № 407 от 05.06.2018г. «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе и раздельного накопления) на территории Нижегородской области».

Согласно данных внесенных изменений, установка сетчатого контейнера на контейнерную площадку, внесенную в реестр контейнерных площадок, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирном доме (п.4.4. постановления Правительства № 407)

Какие виды отходов можно выбрасывать в контейнеры для раздельного сбора?

Согласно Постановления Правительства Нижегородской области от 05.06.2018 г. № 407 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области» (далее Порядок) установлен порядок накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 4.1. Порядка раздельное накопление ТКО предусматривает разделение ТКО потребителями по морфологическим компонентам с целью выделения вторичных материальных ресурсов и складирование разделенных морфологических компонентов ТКО на контейнерных площадках в соответствующие контейнеры, предназначенные для раздельного накопления ТКО, предусмотренные пунктом 4.2 настоящего Порядка.

Положения пункта 4.2 (в редакции постановления Правительства Нижегородской области от 31.07.2019 N 532) применяются к правоотношениям, возникшим в части раздельного накопления ПЭТ-бутылок с 1 августа 2019 года, в части раздельного накопления иных видов пластика, бумаги, картона, металла, стекла, текстиля с 1 января 2020 года.

Я слышал, что при раздельном накоплении применяются другие тарифы. Так ли это?

Действительно, единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (при раздельном накоплении), применяемые к объему отходов, накапливаемому в контейнерах-сетках рассчитываются по другому тарифу и составляют на период с 01.12.2022г. - 466,36 руб.м3. Однако следует отметить, что данный тариф применяется только при реальном переходе на раздельное накопление и в случае осуществления расчета платы за услугу по обращению с ТКО по фактическому объему и количеству контейнеров.

Каким образом мы можем перейти на раздельное накопление отходов в нашем доме?

Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области утвержден Постановлением Правительства Нижегородской области № 407 от 5 июня 2018г.

Процедура перехода на раздельное накопление отходов для собственников жилья в многоквартирных домах и собственников индивидуальных домов различается. С рекомендациями Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по переходу на раздельное накопление можно ознакомиться здесь - https://vk.com/@-166737260-rekomendacii-pri-perehode-na-razdelnoe-nakoplenie-tko

В случае МКД рекомендована следующая последовательность действий:

  1. Принятие решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в МКД, на общем собрании собственников помещений в МКД (кворум – более 50% голосов). В вопросы повестки дня должны быть включены: организация установки контейнеров для раздельного накопления ТКО, дата перехода на раздельное накопление ТКО.
  2. Установка сетчатого контейнера
  3. Направление региональному оператору (через управляющую компанию) обращения о переводе на раздельное накопление отходов с протоколом собрания собственников помещений МКД в течение 10 дней с момента принятия решения.
  4. Заключение дополнительного соглашения регоператором с собственниками МКД, принявшими решение о переходе на РНО с внесением изменений в ранее заключенный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части раздельного складирования ТКО по фракциям с указанием контейнеров и мест их размещения для каждой фракции ТКО.
  5. Организация регоператором вывоза ТКО из сетчатых контейнеров выделенными мусоровозами с исключением погрузки в один мусоровоз отходов из контейнеров желтого, зеленого цветов и крупногабаритного мусора.
  6. Транспортирование регоператором раздельно собранных морфологических компонентов ТКО на объекты обработки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области.

В случае собственников индивидуальных жилых домов решение о переходе на раздельное накопление отходов принимают органы местного самоуправления. При этом рекомендована следующая последовательность действий:

  1. Принятие органами местного самоуправления решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в ИЖД, с учетом обращений собственников.
  2. Информирование населения о переходе на раздельное накопление ТКО.
  3. Приобретение и установка контейнеров для раздельного накопления ТКО.
  4. Направление региональному оператору решения о раздельном накоплении ТКО в течение 10 дней с момента его принятия.
  5. Заключение дополнительного соглашения регоператором с собственниками ИЖД с внесением изменений в ранее заключенный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе в части раздельного складирования ТКО по фракциям с указанием контейнеров и мест их размещения для каждой фракции ТКО.
  6. Организация регоператором вывоза ТКО из сетчатых контейнеров выделенными мусоровозами с исключением погрузки в один мусоровоз отходов из контейнеров желтого, зеленого цветов и крупногабаритного мусора.
  7. Транспортирование регоператором раздельно собранных морфологических компонентов ТКО на объекты обработки в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области.

Кроме того, при переходе на раздельное накопление ТКО потребители часто упускают ряд важных моментов, не позволяющих применить схему учета отходов по факту (то есть по объему установленных контейнеров). В частности:

1. На контейнерной площадке часто отсутствуют сами контейнеры-сетки, предназначенные для раздельного накопления ТКО

В соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2018г. № 407, установка сетчатого контейнера на контейнерную площадку, внесенную в реестр контейнерных площадок, осуществляется:

1) собственниками помещений в многоквартирном доме в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирном доме, или органами местного самоуправления;

2) органами местного самоуправления в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах.

При этом сетчатый контейнер должен быть укомплектован крышкой, конструкция контейнера должна предусматривать отверстие для помещения внутрь контейнера использованной ПЭТ-бутылки. Сетчатый контейнер должен иметь маркировку с содержанием информации о видах отходов, подлежащих накоплению, а также иметь сведения о сроках вывоза отходов, сведения об организации, осуществляющей транспортирование ТКО.

2. Общее количество и объем установленных на контейнерной площадке контейнеров не соответствует нормативу накопления ТКО

В соответствии с "СанПиН 2.1.3684-21" от 28.01.2021г. и Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018г. № 905 количество контейнеров на площадке должно соответствовать утвержденным нормативам накопления: для зоны 1, ответственность за которую возложена на ООО «Нижэкология-НН», годовой норматив накопления отходов составляет в многоквартирном доме (расчетная единица – 1 кв.метр площади) — 0,10 куб.метра/год. Часто реальное количество контейнеров на площадках бывает занижено, что приводит к их постоянному переполнению и свалкам на придомовой территории.

3. На контейнерной площадке отсутствует бункер, либо специальное место для накопления крупногабаритных отходов, имеющее ширину, длину и высоту, что необходимо для определения объема вывозимых КГО, также входящих в состав (и тариф) ТКО.

Поскольку в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505, при раздельном накоплении ТКО учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов, определить объем ТКО без наличия данных об объеме места накопления КГО, не предоставляется возможным.

4. Одну и ту же контейнерную площадку могут использовать жители нескольких многоквартирных домов, в том числе и те, кто не принимал решение о переходе на раздельное накопление.

В данном случае применить расчет платы за обращение с ТКО исходя из количества и объема контейнеров невозможно, поскольку не все обслуживаемые контейнерной площадкой «дома» перешли на раздельное накопление и не все собственники в них выразили желание его соблюдать.

Где можно утилизировать батарейки и люминисцентные лампы? Есть ли у вас такие пункты приема?

В ответственность регионального оператора входит обращение с твердыми коммунальными отходами. Батарейки относятся к опасным отходам и не должны складироваться в контейнеры, предназначенные для накопления твердых коммунальных отходов. Их утилизацией занимаются специализированные организации. В частности, на сайте в сети Интернет по адресу https://poleznygorod.ru/

размещена карта "Полезного города", где отмечены места, в которых можно сдать такие отходы как лампочки, батарейки.

Начисление платы за ТКО

Как рассчитать стоимость услуги по обращению с ТКО? (с примерами расчета)

Чтобы автоматически рассчитать плату за услугу по обращению с ТКО физические лица могут воспользоваться тарифным калькулятором (гиперссылка), в котором уже учтены основные параметры расчета.

Если Вы хотите самостоятельно рассчитать данную величину, необходимо воспользоваться следующей формулой:

Плата за обращение с ТКО = ((тариф, установленный для определенной зоны Х норматив) / 12 месяцев) Х либо на площадь квартиры в МКД, либо на количество зарегистрированных граждан для индивидуальных домов.

Тариф регоператора в зоне деятельности 1

С 1 декабря 2022г.

По зоне деятельности 1 ООО «Нижэкология-НН» - г.Н.Новгород, г.о. Дзержинск, Володарский район тариф составляет:

  • несортированные отходы – 728,20руб.\м3;
  • сортированные отходы – 466,36руб.\м3

Основанием применения данной цены является Решение Региональной Службы по тарифам Нижегородской области №51/6 от 30.11.2022г.

Годовой норматив накопления отходов для зоны 1, ответственность за которую возложена на ООО «Нижэкология -НН» составляет:

  • в многоквартирном доме (расчетная единица – 1 кв.метр площади) - 0,10 куб.метра/год
  • в индивидуальном жилом доме на территории г.Нижнего Новгорода (расчетная единица – 1 проживающий) – 2,87 куб.метров/год
  • в индивидуальном жилом доме на территории Нижегородской области за пределами города (расчетная единица – 1 проживающий) – 2,33 куб.метров/год

Таким образом, примеры расчета могут выглядеть так:

1. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан (при условии если площадь квартиры – 30 кв.метров), постоянно и временно проживающих в многоквартирном доме на территории города Нижнего Новгорода и Нижегородской области

728,20 руб./м3 х 0,1 м3 х 30 / 12 = 182,1 руб. ежемесячно

где:

  • 728,20 руб./м3 - тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Нижнего Новгорода (без Сормовского района), Дзержинска и Володарского района;
  • 0,10 м3/год - норматив накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов на территории Нижегородской области;
  • 30 кв.метров – площадь квартиры;
  • 1 чел. - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

2. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан (при условии, если количество проживающих граждан – 1 человек), постоянно и временно проживающих в индивидуальном доме на территории города Нижнего Новгорода:

728,20 руб./м3 х 2,87 м3 / 12 х 1 чел. = 174,2 руб. ежемесячно

где:

  • 728,20 руб./м3 - тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Нижнего Новгород (Зона 1);
  • 2,87 м3/год - норматив накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории г.Н.Новгорода;
  • 1 чел. - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

3. Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества граждан (при условии если количество проживающих граждан – 1 человек), постоянно и временно проживающих в индивидуальном доме на территории г.Дзержинска и Володарского района:

728,20 руб./м3 х 2,33 м3 / 12 х 1 чел. = 141.4 руб. ежемесячно

где:

  • 728,20 руб./м3 - тариф на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Нижнего Новгород (Зона 1);
  • 2,33 м3/год - норматив накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов на территории г.Н.Новгорода;
  • 1 чел. - количество граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Почему я должен оплачивать услугу по обращению с ТКО, если я не произвожу отходов – закапываю, сжигаю и т.д.?

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов (физические лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Одновременно Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Таким образом, обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО возложена на отходообразователей законом.

Также статья 153 Жилищного Кодекса РФ предписывает гражданам и организациям обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, в соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Говоря о порядке расчетов по договору на оказание услуг по обращению с ТКО важно отметить, что, согласно пункта 9 (1) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ №354«О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов. В свою очередь нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области утверждены постановлением Правительства Нижегородской области № 905 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Нижегородской области" от 26.12.2018г.

Важно понимать, что деятельность по обращению с отходами: их сжигание и захоронение в земле самостоятельно недопустимо, данный факт сам по себе является нарушением норм действующего законодательства в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Как уже упоминалось ранее, обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно нормам Федерального Закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", каждое из этих понятий включает в себя целый комплекс мероприятий и действий с отходами, направленных на предотвращение попадания вредных веществ в окружающую среду, снижение негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также на извлечение полезных компонентов для их повторного применения. Существует строгий порядок и ограничения по каждому этапу обращению с отходами. Так, например, захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, запрещается. Запрещается также применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Ключевым моментом является то, что, в силу статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лицензирование осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде. И дальнейшие действия по самостоятельному обращению с твердыми коммунальными отходами могут стать основанием для проверки контролирующих органов, природоохранной прокуратуры.

За нарушение указанных норм действующего законодательства в сфере экологических и санитарно-эпидемиологических требований предусмотрена административная ответственность для физических лиц в виде штрафа (статья 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

У меня в собственности несколько жилых помещений (например, дом и квартира). Должен ли я платить за услугу по обращению с ТКО там, где я фактически не проживаю?

Статья 153 Жилищного Кодекса РФ предписывает гражданам и организациям обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом, в соответствии с ч.4 ст.154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Пунктом 148 (36) Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у собственников твердых коммунальных отходов возникает обязанность по заключению с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами независимо от объекта образования отходов, в том числе образованных в жилых домах.

Пунктом 8.17 постановления Правительства РФ №1156 от 12.11.2016г. «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства РФ от 25.08.2008г №641» установлено, что в случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы на заключение договора в письменном виде, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типовой формы.

Статья 155 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что собственники жилых домов обязаны вносить плату за коммунальные услуги в соответствии с договором, при этом, неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги. Типовая форма договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами содержит обязанность для потребителя по оплате оказанных услуг в срок до 10 числа месяца, следующего за месяцем оказания услуг.

Исходя из действующих норм права у абонента сохраняется обязанность оплачивать жилищно-коммунальные услуги по всем жилым помещениям, в которых он является собственником.

Предусмотрен ли перерасчет платы за ТКО в случае временного отсутствия потребителя (командировка, отпуск, учеба и пр.)?

Согласно Постановлению № 2076 от 16.11.2022г., принятому Правительством Российской Федерации «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, относительно п.861, содержащего условия о перерасчете платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО при временном отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Перерасчет производится в случае временного отсутствия более 5 полных календарных дней подряд, в период после «01» марта 2023г. исключительно постоянно проживающим (постоянно зарегистрированным) в жилом помещении по соответствующим формулам.

Обратите внимание, что в случае, когда потребители являются собственниками жилых помещений, но постоянно не проживают в них (не зарегистрированы), не является их временным выбытием из таких жилых помещений.

Необходимые документы (основания) для проведении перерасчета указаны в пункте 93 Порядка проведения перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг.

Я получил (а) квартиру в новостройке. Когда у меня возникает обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО?

Статьей 8 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что передача объекта долевого строительства застройщиком и принятие его участником долевого строительства осуществляются по подписываемым сторонами передаточному акту или иному документу о передаче объекта долевого строительства.

Обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. (статья 12 Федерального закона N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"). Таким образом, участник долевого строительства фактически владеет и пользуется построенным объектом недвижимости с момента его передачи по подписываемому сторонами передаточному акту.

Согласно пункту 2 п.п. 6 статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

Я получил(а) недвижимость в наследство. Обязана ли я оплачивать услугу по обращению с ТКО?

При наследовании имущества умершего, наследство (наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое (п. 1 ст. 1110 Гражданского кодекса РФ). Следовательно, гражданин, принявший наследство, приобретает право на наследственное имущество и на все доходы от него; в то же время он несет все расходы по содержанию наследственного имущества (уплата налогов, оплата коммунальных услуг). Причем эти расходы гражданин обязан нести не с того дня, когда он получит свидетельство о праве на наследство или зарегистрирует свое право на квартиру в органе Федеральной регистрационной службы, а с момента открытия наследства (то есть со дня смерти наследодателя). Такой вывод следует из п. 4 ст. 1152 ГК РФ: «Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации». Таким образом, лицо принявшее наследство, обязано нести расходы по его содержанию.

Мой дом признан аварийным и непригодным к проживанию. Как исключить начисления платы за услугу по обращению с ТКО?

По вопросу исключения начислений размера платы за услугу «Обращение с ТКО» в связи с непригодностью дома к проживанию информируем Вас, что требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, установлены п.7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Для получения акта обследования дома с заключением комиссии о непригодности проживания на действующую дату следует обратиться в межведомственную комиссию при администрации. В последствие этот документ необходимо направить в адрес ООО «Нижэкология-НН» для повторного рассмотрения вопроса о перерасчете и снятии начислений за услугу «Обращение с ТКО».

У нас отсутствует (далеко находится) контейнерная площадка. Могу ли я не платить за услугу по обращению с ТКО?

В соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности 1), заключенного 31.01.2018 г. между ООО «Нижэкология-НН» и Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, при оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязан соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого оператор осуществляет свою деятельность, что регламентировано ч.10 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Приложением 4.1. к Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 18.11.2019 № 843 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области» (далее- Территориальная схема обращения с отходами) установлен Реестр контейнерных площадок, расположенных на территории Нижегородской области. Таким образом, транспортирование твердых коммунальных отходов производится региональным оператором с мест (площадок) их накопления, указанных в Территориальной схеме обращения с отходами.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Данная норма конкретизируется Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ к обязанностям регионального оператора не относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, следовательно, отсутствие контейнерной площадки в непосредственной близости от жилого дома не может говорить о непредоставлении услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Особенности оплаты услуги по обращению с ТКО

Как производить онлайн-оплату услуги по обращению с ТКО?

Онлайн-оплата по квитанциям ООО «КВЦ»

Для получения отдельного платежного документа на услугу «Обращение с ТКО» Вы можете обратиться в абонентский пункт по адресу г.Н.Новгород ул. Пушкина д.18, г. Володарск ул. Мичурина д.6Б

Для того, чтобы произвести оплату через Сбербанк онлайн, необходимо зайти в ПЛАТЕЖИ - ЖКХ И ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН – КВАРТПЛАТА - «НИЖЭКОЛОГИЯ НН» - «НИЖЭКОЛОГИЯ НН» (За вывоз ТКО (р/с) – ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ, далее ПРОДОЛЖИТЬ.

Онлайн-оплата по квитанциям ООО «Центр СБК»

Для получения отдельного платежного документа на услугу «Обращение с ТКО» Вы можете обратиться в абонентский пункт по адресам: г. Н.Новгород ул. Родионова д. 193 корп. 4, г. Дзержинск, ул. Галкина д. 13Б, ул. Урицкого д.10а Для того, чтобы произвести оплату через Сбербанк онлайн, необходимо зайти в ПЛАТЕЖИ - ЖКХ И ДОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН - КВАРТПЛАТА - СВОДНЫЙ СЧЕТ ЖКХ (КВИТАНЦИЯ ЦЕНТР СБК) - НОМЕР ПД, ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ, далее ПРОДОЛЖИТЬ.

Предоставляется ли отсрочка оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО гражданам?

Согласно действующего законодательства оснований для предоставления отсрочки на оплату услуги по обращению с ТКО, нет.

Порядок оказания и оплаты услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлен нормами жилищного законодательства, поскольку данная услуга является коммунальной, а также нормами законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.

В соответствии с п. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. По общим правилам согласно п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Аналогичное требование к срокам внесения платы за оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлено условиями типового договора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление правительства российской федерации от 25 августа 2008 г. № 641».

Из указанных норм права следует, что оплата за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами должна осуществляться потребителями единовременно и в полном объеме. Возможность внесения платы в ином порядке, в том числе в рассрочку, действующим законодательством не предусмотрена.

Кроме того, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязанности по внесению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами действующим законодательством установлена ответственность в виде неустойки.

Почему мне начислили пени, и как их списать?

В соответствии со ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (ч.14) лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Погашение задолженности за услугу «Обращение с ТКО» не является основанием для списания пени. Во избежание начисления пени, убедительно просим Вас не нарушать сроки оплаты, предусмотренные законодательством. Погашение задолженности за услугу «Обращение с ТКО» не является основанием для списания пени. Во избежание начисления пени не рекомендуется нарушать сроки оплаты, предусмотренные законодательством.